Легенды и мифы изучения английского языка

В наше время свободное владение английским языком также важно, как и умение работать на компьютере или наличие мобильной связи. Как известно, спрос рождает предложение и количество языковых школ, методик преподавания, иногда граничащих с шаманством, неукоснительно растет. Чтобы не «попасться на удочку» и правильно расставить приоритеты в процессе изучения языка, мы бы хотели рассказать о главных мифах об изучении иностранного языка, которые существуют.

1. Миф: Без «погружения» в англоязычную среду достигнуть высокого уровня владения языком нельзя.

Многие считают, что для быстрого достижения высокого уровня английского необходимо выехать в англоязычную страну на пару месяцев, а лучше на год.

Существуют исследования и практические реализации детского би- и даже трилингвизма, когда они практикуют использование родного языка одного из родителей только в семье, в среде другого языка.

Процесс изучения иностранного языка можно сравнить с тем, как люди учатся плавать. Многие решительные и бесстрашные педагоги учат плавать методом шока: человека толкают в воду и следят только за тем, чтобы тот не утонул. Если это ученик с крепкой нервной системой, то ничего страшного с ним не случится, и он начнет плавать довольно скоро. Правда, он будет плавать «по-собачьи» и переучить его будет крайне сложно.

В то же время можно учиться плавать и по-другому: под руководством инструктора выполнять разнообразные упражнения в воздухе, учиться дышать, загребать и т. д., не входя в воду. И, таким образом, приобрести хорошую технику.

То же самое происходит и с изучением языка. От ошибок, приобретенных и закрепленных (так как их никто не исправлял) очень трудно избавиться, учащиеся надолго задерживаются на уровне Intermediate, им надо затратить намного больше усилий для перехода на более высокий уровень владения, чем тем, кого действительно учили а не «погружали».

2. Миф: Язык можно выучить во сне, с помощью скрытых сигналов, кадров с номерами, методом чтения, быстрого ответа на вопросы, заучивания 52 формул и других ‘секретных методик’ с труднопроизносимыми названиями.

Изучение языка можно сравнить с процессом лечения у врача. Большинство из нас не пойдет лечиться к доктору-изобретателю, убеждающему нас что только его метод работает эффективно. Скорее, мы пойдем к доктору, получившему хорошее образование, который знает обо всех достижениях современной науки, о плюсах и минусах различных методик лечения.

Также и с английским языком. Удивительно, но факт — большинство «новаторов» живут и процветают именно в России. Возможно, это связано с доверчивостью и неосведомленностью наших граждан, которые подобно сказочному герою Буратино, готовы отдать свои 5 золотых каждому, кто заманит их на Поле Чудес под названием – «Английский за 3 месяца без заданий и напряжений».

3. Миф: Есть люди неспособные к изучению английского языка.

Обычно так считает тот, кого в школе или институте учили языку как филолога, нагружая большим количеством подробностей, более важных для профессионального лингвиста, чем для пользователя языка. А большинству учащихся язык нужен именно на уровне пользователя — для общения, переписки, чтения профессиональной литературы.

Из этого следует вывод — нет неспособных, есть неправильные подходы! Более того, профессионал своего дела обязательно учтет не только академические аспекты изучения, но и личностные особенности ученика. Например, он будет учитывать, какая память лучше всего работает у учащегося: зрительная, слуховая или моторная, и будет использовать именно ее при построении занятий.

4. Миф: Репетитор лучше занятий в группе.

Работа в группе делает занятия веселее так как в них всегда присутствуют возможности неформального общения учащихся между собой. Соответственно, если студенту на занятии интересно и весело, то и мотивация учить язык, приходить на занятие снова, быть лучшим в группе будет высокой.

Ситуации, в которые мы попадаем в жизни, легче отрабатывать именно в группах, да и общение с равными по уровню учащимися дается гораздо легче, чем с преподавателями, чей уровень английского языка намного выше.

Пара «репетитор+ученик» не может соревноваться с группой по возможности услышать разные акценты, тембры голоса, лёгкие дефекты речи и т.д. А ведь умение воспринимать на слух любую английскую речь нельзя переоценить (никто ведь не станет спорить, что в жизни ученикам прийдется сталкиваться в основном с такими же «language learners», пусть и других национальностей).

Ученик на индивидуальных занятиях привыкает к преподавателю, и как только выпадает из этой «комфортной» среды, у него происходит онемение.

Кроме этого, большинство репетиторов сейчас не профессионалы, а работники ‘смежных’ областей – переводчики, филологи, студенты или скучающие домохозяйки. Кто, например, готов идти к окулисту лечить свой больной зуб?

Мастерство преподавателя проявляется как раз в группе, так как любая фронтальная работа с аудиторией сложнее с методической точки зрения, требует владения набором техник и приемов и поэтому в ‘опытные репетиторы’ уходят как правило те, кому недостает профессионализма, компенсируя таким образом свою невостребованность.

5. Миф: Сдать Кембриджские экзамены на высокую оценку могут только выпускники языковых вузов или частных элитных школ.

Двенадцатилетний опыт работы нашей школы доказывает обратное. Высоких баллов на экзаменах достигают и ученики, получившие не лингвистическое образование, и никогда не бывавшие в англоязычных странах.

6. Миф: Можно выучить язык без домашних заданий.

К сожалению, регулярное качественное выполнение домашнего задания – не самая захватывающая часть процесса обучения. Приходилось ли Вам встречать учащихся музыкальных школ, которые наслаждаются процессом разучивания гамм? Несмотря на это, они понимают, что без этого невозможно обойтись.

7. Миф: Можно выучить язык, не делая ошибок.

Никто не идеален, даже носители языка делают ошибки. Обсуждение и анализ ошибок является неотъемлемой частью обучения. Самые успешные ученики – это именно те, кто не боится делать ошибки в речи.

8. Миф: Носители языка учат лучше, чем не носители.
Далеко не каждый из нас смог бы преподавать русский язык иностранцам, не имея ни методик, ни профессиональных знаний в этой области. К сожалению, большинство носителей языка, преподающих английский в России, не имеют соответствующего образования потому что востребованы и так. В то время как уровень владения английским языком преподавателей нашей школы (не являющихся носителями) приравнен к имеющему высшее образование носителю языка. И все имеют высшее специальное образование.

9. Миф: После школы начинать изучать языки уже поздно.

Как раз наоборот. Когда человек начинает сам зарабатывать деньги, то он ценит свое время и усилия, и, таким образом, имеет сильную мотивацию. Благодаря высокой мотивации процесс изучения языка протекает наиболее успешно.

Многие полиглоты овладели иностранными языками именно в зрелом возрасте. Знание и изучение языков не только не мешает, но и способствует развитию памяти, тормозит процессы старения и помогает бороться с ухудшением памяти в более зрелом возрасте.

© Лада Смирнова, сентябрь 2009 г.

Перепечатка и воспроизведение статьи или ее частей только с разрешения автора.

Перейти к верхней панели